Транспорт США

США обладают развитой и широко разветвленной транспортной системой, связывающей все части страны. Она включает железные и шоссейные дороги, водные пути по рекам и Великим озерам, трубопроводы, воздушный транспорт. Одни из них (например, шоссейные дороги) находятся в руках государства, другие (железные дороги, трубопроводы) принадлежат частному капиталу. Противоречивые интересы владельцев нередко приводят к слабой координации комплексного функционирования различных видов транспорта и, более того, к конкурентной борьбе между ними, сооружению параллельных линий и нерациональным перевозкам, неполному использованию пропускной способности транспорта.По протяженности транспортных путей и размерам грузовых и пассажирских перевозок США занимают первое место среди капиталистических стран. Грузооборот междугородного транспорта превышает 3 000 млрд. т/км. На первом месте по грузообороту стоят железные дороги. Большое значение имеет также автомобильный и трубопроводный транспорт; на каждый из них приходится свыше 1/5 общего объема перевозоколо Если же учесть и перекачку газа, доля трубопроводов составит 1/4.1/6 грузов перевозит внутренний водный транспорт. Некоторое значение в перевозке ценных и срочных грузов имеет воздушный транспорт, но его доля в перевозках составляет лишь 0,3%.Совсем иную картину имеет структура пассажирских перевозок, где господствует автомобиль: почти 9/10 междугородных поездок совершается на личных автомашинах. Далекие переезды совершаются большей частью на самолетах, на которые приходится почти 10% междугородных поездок (не считая пригородных линий). Железнодорожные компании терпят убытки от пассажирских перевозок, поэтому они пытаются свести эти перевозки до минимума, а то и вовсе от них избавиться, однако этому препятствует правительство США.Исторически огромное значение для экономического развития страны имели железные дороги, в особенности трансконтинентальные магистрали, связавшие во второй половине XIX в. Атлантическое и Тихоокеанское побережья. Появление и распространение автомобиля привело к росту значения автодорожного транспорта, сильно потеснившего железнодорожный. В настоящее время общая длина железных дорог около 330 тыс. км, почти такая же, как во всей Западной Европе; за последние 70 лет она уменьшилась на 1/5. В сети резко преобладают однопутные линии, электрифицированных путей всего 2 тыс. км. После второй мировой войны все дороги перешли с паровозной на дизель-электровозную тягу.По количеству перевозимых по железным дорогам грузов и особенно по грузонапряженности этого вида транспорта США заметно уступают Российской Федерации. 9/10 грузов дает промышленность, в том числе более 6/10 горнодобывающая. Наиболее важные массовые грузы — уголь, нефть и нефтепродукты. Наибольшей напряженностью перевозок отличается направление Нью-Йорк — Чикаго, которое часто называют «главным стволом»; большое значение сохраняют трансконтинентальные магистрали. Все большее распространение получают смешанные перевозки: автомобильно-железнодорожные и водно-железнодорожные, в том числе бесперегрузочные, осуществляемые с помощью контейнеров.Общая протяженность автомобильных дорог в США около 6 млн. км, в том числе внегородских — 5 млн. км, 1/3 их составляют дороги среднего и высшего классов. Быстро расширяется сеть скоростных многополосных магистралей с раздельным движением и пересечениями на разных уровнях. Среди автомобильных дорог немало таких, за проезд по которым взимается плата, — это так называемые «шлагбаумные дороги». Костяк сети образует система федеральных скоростных магистралей общей длиной более 300 тыс. км; проводится ее расширение.Автомобиль прочно вошел в жизнь американцев. В условиях слабого развития массового городского транспорта он стал предметом первой необходимости, без которого американец «как без рук». Зарегистрированных автомобилей 130 млн., в том числе почти 110 млн. легковых. Наличие рынка подержанных автомашин дает возможность обзавестись автомобилем бедным слоям населения, тем более что без машины нередко не на чем добраться до работы. Зажиточные семьи порой имеют два автомобиля. Американские машины обычно громоздки и неэкономичны. Поэтому растет продажа в США европейских и японских автомобилей, увеличивается выпуск так называемых компактных автомашин. Автомашины — один из главных источников загрязнения атмосферы. Энергетический кризис привел к резкому повышению цены на бензин и введению ограничения скорости, что способствовало дальнейшему росту спроса на компактные автомашины.В транспортировке нефти и нефтепродуктов важную роль играют трубопроводы, а природный газ транспортируется почти исключительно по трубопроводам. Общая длина магистральных нефте- и продуктопроводов около 300 тыс. км, газопроводов — более 350 тыс. км. Трубопроводы связывают основные районы добычи нефти и газа с центрами потребления и портами, а также порты, через которые ввозится импортная нефть, с районами потребления. Наиболее густая сеть трубопроводов в главном районе добычи нефти и газа — Юго-Западном центре, откуда протянуты нитки большого диаметра на Северо-Восток и в Приозерные штаты, а также в Калифорнию.На первых этапах освоения территории США особое значение имели водные пути. С появлением железных дорог их. роль очень уменьшилась. Однако в последние десятилетия грузооборот водного транспорта резко увеличился, особенно в перевозках массовых насыпных и наливных грузов. Протяженность внутренних водных путей, пригодных для судоходства, превышает 40 тыс. км, а объем перевозок по ним составляет свыше 500 млрд. ткм. Большие размеры имеют перевозки по Великим озерам, которые уже в первой половине XIX в. были связаны каналами с Атлантическим океаном (через р. Гудзон) и с р. Миссисипи. В 50-х годах нашего века был открыт для судоходства глубоководный путь по р. Св. Лаврентия, сделавший Великие озера доступными для морских судов. По озерам перевозят главным образом железную руду и флюсы, зерно, лес, строительные материалы, каменный уголь. Грузооборот по ним составляет около 150 млн. т. Заметно выросли перевозки по рекам и каналам; практически все они находятся в восточной половине страны. Важнейший речной путь образует р. Миссисипи с ее притоками, среди которых особое значение имеет р. Огайо с притоком р. Теннесси. Создана система береговых каналов, связавших устья рек, впадающих в Мексиканский залив и Атлантический океан. По ним речные суда могут проходить вдоль побережья, не выходя в открытое море. Значительные размеры имеют также большой (через Панамский канал) и малый (вдоль Атлантического и Тихоокеанского побережий) каботаж.Внешняя торговля США, за частичным исключением торговли с Канадой и Мексикой, осуществляется морским транспортом. Общий тоннаж судов, плавающих под флагом США, составлял 15 млн. рег. б.-т, и США занимали по нему седьмое место, уступая Либерии, Японии, Великобритании, Греции, Норвегии и Панаме. Фактически же американским судовладельцам принадлежит много судов, плавающих под так называемыми «удобными флагами» (Либерии, Панамы и др. ), что позволяет экономить на заработной плате и налогах и использовать старые суда. Значение морского транспорта в трансокеанских перевозках пассажиров быстро сокращается из-за конкуренции воздушных линий. Важнейшие морские порты США: Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Бостон, группа портов на рейде Хамптон-Родс (на Атлантическом побережье), Новый Орлеан и Хьюстон (на побережье Мексиканского залива), Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сиэтл (на Тихом океане), Анкоридж (на Аляске), Гонолулу (на Гавайях). Крупнейшие порты на Великих озерах: Чикаго, Дулут, Буффало, Детройт, Кливленд, Толидо. Крупнейший из портов США — Нью-Йорк, который уступает по грузообороту лишь Роттердаму в Нидерландах.Большую роль в США играет воздушный транспорт, который выполняет основную часть дальних внутренних и трансокеанских перевозок пассажиров. Создана густая сеть аэродромов; протяженность внутренних авиалиний исчисляется сотнями тысяч километров. Важнейшие узлы авиасообщений — Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Атланта, Даллас, Майами. В международных перевозках особое значение имеет аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США