Автомобильная промышленность США

Машиностроение – наиболее крупная отрасль обрабатывающей промышленности США. В машиностроении (совместно с металлообработкой) занято свыше 40% всех рабочих и служащих обрабатывающей промышленности страны.В экспорте США долл. изделий машиностроения составляет около 45%. Особенно сильны позиции США на мировом рынке машин и оборудования в производстве авиационной и ракетной техники, оборудования для атомных электростанций и ускорителей элементарных частиц, электронно-вычислительных машин, кондиционеров и промышленного холодильного оборудования.Процесс обновления основного капитала, ускорение темпов научно-технического прогресса, структурно-отраслевые сдвиги в химической промышленности, электроэнергетике и других отраслях, милитаризация экономики страны способствовали развитию многих отраслей машиностроения США, выпускающих как общепромышленное оборудование, так и транспортные и военно-транспортные средства, радиоэлектронную аппаратуру и средства связи. На транспортное машиностроение приходилось 31% условно-чистой продукции машиностроительной промышленности, на общее машиностроение — 32, на радиоэлектронную промышленность — 16, на электротехническую — 11, на приборостроение — 10%.Предприятия машиностроительной промышленности размещаются по территории страны крайне неравномерно — % их расположено в индустриальных центрах Севера и на Тихоокеанском побережье, а доля этих районов в стоимости выпускаемой продукции составляет 80%. Важнейшие центры машиностроения и металлообработки США (в порядке значимости): Лос-Анджелес, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд, Бостон, Сент-Луис, Милуоки, Даллас—Форт-Уэрт, на долю которых приходится свыше 1/3 условно-чистой продукции машиностроения и металлообработки.Крупнейшая отрасль транспортного машиностроения США — автомобильная промышленность. Легковые автомобили — основное транспортное средство для миллионов американцев, а грузовые автомобильные перевозки занимают важное место в транспортной системе страны. В производстве автомобилей, их сбыте и коммерческой эксплуатации занято около 13 млн. человек, т. е. каждый шестой работающий американец прямо или косвенно связан с автомобильной промышленностью. В автомобилестроении используется основная часть парка станков и кузнечно-прессового оборудования. Выпуск автомобилей в США находится на высоком уровне однако эта отрасль чрезвычайно подвержена конъюнктурным колебаниям и спадам, которые непосредственно сказываются как на автомобилестроении, так и на смежных отраслях: металлургической, химической и резиновой промышленности, станкостроении и т. д., вызывая недогрузку производственных мощностей и безработицу. На американском рынке растет конкуренция со стороны иностранных средне- и малолитражных машин, поставляемых главным образом Японией и ФРГ. Успешной конкуренции этих машин способствовал энергетический кризис и резкое повышение цен на горючее. Автомобильная промышленность — одна из наиболее монополизированных отраслей машиностроения США. На долю «большой тройки» — концернов «Дженерал моторе». «Форд» и «Крайслер» — приходится около 97% национального производства легковых и 85% грузовых автомобилей. За пределами США эти монополии контролируют почти 1/4 производства автомобилей развитыми капиталистическими и развивающимися странами.Для размещения автомобильной промышленности характерна значительная концентрация производства в Приозерье — 2/3 условно-чистой продукции отрасли. Только на один штат Мичиган приходится свыше 30% продукции автомобилестроения, основная часть которой вырабатывается в Детройте и его окрестностях, а также в близлежащих городах Флинт, Лансинг и Анн-Арбор. Столь значительная концентрация автомобильной промышленности на юге Мичигана объясняется хорошей обеспеченностью района квалифицированными кадрами, металлургическими, металлообрабатывающими и станкостроительными предприятиями, выгодным транспортно-географическим положением в центре Приозерья, емким рынком сбыта, а также историческими традициями. Однако наметившаяся еще до второй мировой войны тенденция к рассредоточению автосборочных заводов и приближению их к периферийным рынкам сбыта усиливается.В начале 70-х годов в США насчитывалось 25 промышленных центров, в каждом из которых ежегодно собиралось свыше. 100 тыс. автомобилей. Помимо Детройта, где мощности автосборочных заводов в сумме превышают 3,5 млн. автомашин в год, к крупнейшим центрам сборки автомобилей относятся Нью-Йорк, Сент-Луис, Канзас-Сити, Флинт. Атланта, Лос-Анджелес, Уилмингтон (Делавэр), Лансинг, Даллас — Форт-Уэрт, Джейнсвилл (Висконсин), Балтимор. В то же время сохраняется чрезвычайно высокий уровень территориальной концентрации предприятий, вырабатывающих узлы, агрегаты и детали для сборки автомобилей. Весьма показателен тот факт, что в главном районе автомобильной промышленности страны — Приозерье — сосредоточено около 80% всех занятых в производстве узлов, агрегатов и деталей для автомобилей и 60% занятых в автосборке.- Многие автосборочные заводы, расположенные за пределами Северо-Восточного центра, работают «с колес», получая отдельные узлы и детали из традиционных центров автомобильной промышленности Приозерья.Сочетание высокой степени концентрации производства и капитала и территориальной концентрации, характерное для автомобилестроения США, способствовало образованию такой специфической, уродливой формы территориально-производственной структуры, как города-»владения» автомобильных концернов. Широко известен, например, Дирборн (пригород Детройта) — вотчина автомобильного короля Генри Форда. Еще более показателен Флинт — центр, в котором в начале 70-х годов из 93 тыс. занятых в обрабатывающей промышленности 76 тыс. работало на заводах фирмы «Дженерал моторе». Рабочие и служащие промышленных предприятий Флинта как цепью прикованы к гигантскому концерну, и любой спад в автомобильной промышленности отражается на всей экономической и социальной жизни города, делая его одним из самых неустойчивых в этом отношении крупных промышленных центров США.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США