Религия США

Большую роль играет религия. В колониальный период бегство от религиозной нетерпимости служило для многих идеологическим мотивом переселения за океан. Целые колонии управлялись теократически — в них главенствовало духовенство определенного толка. Они отнюдь не были обителью религиозной свободы, там жестоко преследовали то квакеров, то католиков, то людей, обвиненных в колдовстве. Но религиозного единообразия не было, и ко времени возникновения США в стране имелось множество церковных организаций и сект. В обстановке этого религиозного плюрализма и был включен в конституцию США принцип отделения церкви от государства, весьма передовой по тому времени. Это значило, что американец волен исповедовать любую веру, а государство ни одну из них не поддерживает.Несмотря на отсутствие прямой государственной поддержки, религия процветала. Религиозные течения и секты, перенесенные из Европы, давали различные новые ответвления. Время от времени возникали массовые религиозно-мистические движения, так называемые возрождения, особенно на западных окраинах страны.В первой половине XIX в. образовалась чисто американская секта мормонов. Ее приверженцы, подвергшиеся преследованиям, обосновались в конце концов на землях нынешнего штата Юта, у Большого Соленого озера, и устроили там своего рода теократическое государство с жесткой, но эффективной хозяйственной организацией. Новичков они успешно вербовали и в Америке, и в Европе. Мормоны практиковали и поощряли многоженство, но в концу XIX в. им пришлось от него отказаться под усилившимся давлением правительства и общественной кампании. В наши дни мормонского хозяйственного и социального объединения давно уже не существует, но мормонского вероучения придерживается в США более 2 млн. человек.В современных Соединенных Штатах исповедуется более 250 религиозных верований. Здесь представлено большинство вероучений, но преобладает христианство. Из нехристианских религий крупнейшей является иудаизм, охватывающий около 3% населения. Мусульманство имело до последних десятилетий мало приверженцев (помимо иммигрантов из мусульманских народов), но теперь разновидность его охватила часть негров («черные мусульмане»); большинство негров, впрочем, принадлежит к протестантам, более всего к баптистам.Несмотря на то что принадлежность хоть к какой-нибудь церкви всегда являлась в США признаком добропорядочности и конформизма, издавна прослеживается заметная струя религиозного свободомыслия. В середине XIX в. им славились немецкие иммигранты — участники революции 1848 г., прозванные в США безбожниками. В последние десятилетия этого века большую популярность снискал своим антиклерикализмом Роберт Ингерсол, публично разоблачавший библию и церковников и противопоставлявший религии науку. В наше время все большее число людей отходит от церкви и религии.Многочисленные американские церковные организации имеют свою иерархию. Они различаются по социальному составу и престижу. Наиболее престижен протестантизм. Нередко разбогатевшие члены одной церковной организации переходят в другую, более респектабельную.В конце XIX — начале XX в. обострение противоречий капитализма и массовое антимонополистическое движение вызвали к жизни сильное течение так называемого социального христианства. Оно провозглашало своей целью перестройку общества на началах справедливости, а практически социальные реформы при сохранении капитализма. Его деятели разоблачали язвы буржуазного общества.Против этого течения и против других христианских либералов, пытавшихся примирить религию с наукой («модернистов»), выступили так называемые фундаменталисты — реакционное течение, отстаивавшее незыблемость религиозных догм, букву священного писания и неприкосновенность существующего строя. Фундаменталисты располагали немалой поддержкой среди населения Юга и оказывали активное реакционное воздействие на американскую общественную психологию. Это под их влиянием был устроен в 1925 г. в штате Теннесси знаменитый «обезьяний процесс», на котором школьный учитель был осужден за преподавание дарвинизма. Ныне фундаментализм причастен ко всем антидемократическим движениям США.Мощное общественное движение, поднявшееся в США в 60-х годах XX в., вовлекло в свою орбиту часть духовенства и ряд религиозных организаций. Прежде всего это относится к негритянским священникам и церквам, сыгравшим значительную роль в освободительном движении черных американцев. Но этому же движению содействовали либеральные священники различных белых вероисповедных организаций. Многие церковные деятели участвовали и в борьбе против войны во Вьетнаме.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США