Образование и наука в США

Стойкому преобладанию английского литературного языка способствовала относительно широкая школьная сеть. Еще с колониального периода американцы уделяли школам серьезное внимание. И в тот период, и много позже школа жила под сильным влиянием религии. Первоначально школы находились в прямой организационной зависимости от господствовавшей в их районе церковной организации. В XIX в. большая их часть, государственные школы, были формально светскими, фактически же в них преобладал протестантский дух. В противовес им католическая церковь стала учреждать свои, приходские, школы, количество которых все увеличивалось соразмерно быстрому росту католического иммигрантского населения. Ее примеру следовали и другие религиозные организации. Соперничество и борьба двух школьных систем, государственной и приходской, много десятилетий волновали американскую общественность, переплетаясь с более крупными проблемами идеологической и социальной борьбы. И ныне приходские школы составляют важную часть американской системы народного просвещения. Существует и сеть частных школ, обычно дорогих, где могут обучаться лишь дети из обеспеченных семей.Даже государственные школы (кроме индейских) издавна финансировались и управлялись не в масштабе всей страны, а средствами и силами отдельных штатов, городов, поселений. И обязательное начальное обучение тоже вводилось по разным штатам в. разное время (многие штаты ввели его в последние десятилетия прошлого века). Тогда же сильно возросло число государственных средних школ. Но школьному обучению сильно препятствовало широкое распространение в то время детского труда.Разнохарактерность в постановке американского школьного образования, обусловленная отмеченными факторами, бытует и в наши дни, а в некоторых существенных аспектах она углубилась. Ныне узловой проблемой стала расовая сегрегация в школах. Хотя общегосударственный закон о ее отмене существует более двадцати лет, она в значительной мере сохранилась, а в последнее время даже усилилась. Ее преодоление стало одним из острейших политических вопросов в США, и борьба вокруг него иногда ведет к кровавым столкновениям.Научно-техническая революция значительно повысила как в качественном, так и в количественном отношении потребности в высококвалифицированных работниках. После второй мировой войны уровень обучения и охват школьным образованием детей значительно возросли, школа теперь широко оснащена современными техническими средствами обучения. Однако фактически сегрегированные негритянские школы дают своим ученикам худшую подготовку, чем большинство школ для белых детей, а при низком социально-экономическом положении негритянских семей их детям вообще труднее получать образование.Старейшие американские университеты — Гарвардский, Йельский, Пенсильванский, Принстонский, Колумбийский и др. — возникли в XVII—XVIII вв., когда они были по преимуществу богословскими школами и готовили главным образом священников. В дальнейшем сеть высших учебных заведений распространилась от Атлантического побережья до Тихого океана. С XIX в. все большее место в программах стали занимать естественные науки. Профессура различных факультетов нередко получала образование в Европе. Немало было в профессорской среде ученых-иммигрантов. Вплоть до второй мировой войны европейская наука довлела над американской, а университеты США считались по уровню ниже европейских.Перелом наступил в середине XX в. Если научно-техническая революция сказалась на средней школе США, то в еще большей степени она обусловила развитие американской высшей школы, как количественный ее рост, так и качественное изменение. В американских вузах учится ныне почти 10 млн. студентов — относительно больше, чем в других капиталистических странах. Американские университеты стали в XX в. также научно-исследовательскими центрами. Во многом они теперь превосходят западноевропейские вузы. Характерно, что диапазон учебных программ расширяется: в технических и естественнонаучных вузах вводятся психология, социология и другие гуманитарные науки, а в гуманитарных вузах уделяют большое внимание математике. Ввиду того что подготовка специалистов не планируется в государственном масштабе, высшие учебные заведения США подчас выпускают специалистов в избытке. В то же время США продолжают ввозить их из разных стран («импорт мозгов»).Высококвалифицированные специалисты, ученые — выходцы из других стран составляют около 10% всех научных и инженерных работников.Американские университеты и колледжи, а также высшие учебные заведения разного уровня, иногда составляющие часть университета, лишь частично содержатся на государственные средства. В гораздо большей степени они существуют на средства благотворительных фондов и богатых попечителей, что позволяет последним сильно влиять на университетские дела. Университеты получают большие деньги от государственных организаций и крупных фирм за исследовательские работы по их заказам (часто военного значения).За обучение в американских вузах берут высокую и все растущую плату. Учить детей в университете — нелегкое бремя даже для семьи среднего достатка, поэтому американские студенты вынуждены прирабатывать, особенно в каникулярное время. Это черта общественного быта.Студенчество составляет ныне более 30% американской молодежи. Студенческое движение было одной из важнейших черт социального кризиса, сотрясавшего США в 60-х годах. Студенческие волнения были в значительной мере направлены против «грязной войны» во Вьетнаме и против связей высшей школь; с военно-промышленным комплексом. Из этого последнего источника в немалой степени черпаются те огромные средства, какие тратятся на науку.Высокий уровень развития наук, особенно естественных и технических, явился одной из причин, позволивших США стать первой и главной в капиталистическом мире страной научно-технической революции. Развитие этих наук особенно ускорилось в последние десятилетия. В организации и финансировании научных разработок все большую роль играет государство. Значительная часть всех средств, расходуемых на науку, идет на военные цели.Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) ведутся наряду с государственными организациями университетами и частными фирмами. Степень внедрения их результатов в производство достаточно высока. Развита система научно-технической информации. НИОКР стали настолько прибыльным делом, что существует ряд фирм, специально занимающихся ими.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США