Литература в США

Американская художественная литература, имевшая одним из своих существенных истоков народное творчество, генетически была связана с европейской, преимущественно английской, художественной традицией, и в ранний период эта связь была особенно тесна.В начале XIX в. художественная литература США уже в достаточной мере выделилась из богословия и публицистики. Первая половина века была временем господства романтизма и в Европе, и в Америке. Лучшими представителями американского романтизма можно считать Вашингтона Ирвинга и Джеймса Фенимора Купера. Оба приобрели известность также в Европе, в частности в России. Ирвинг, разносторонний писатель, черпавший многие сюжеты из колониального прошлого Америки, положил начало американской новелле (короткому рассказу), который стал, особенно в XIX в., национальным литературным жанром США. Известнейшая его новелла «Рип ван Винкль» в характерной для Ирвинга романтически-ироничной манере развивает сюжет народной легенды.Купер ввел в мировую литературу американских индейцев, которых изобразил в серии романов о Кожаном Чулке, противопоставив их белым как близких природе людей, обладающих первобытной мудростью. Романами о Войне за независимость он положил начало американскому историческому роману. К концу жизни Купер в ярких сатирических произведениях («Моникины») разоблачал американский общественный строй, правда с консервативных позиций.Современником Ирвинга и Купера был также относимый к романтическому направлению южанин Эдгар По, крупнейший американский поэт первой половины XIX в. и мастер новеллы. Сюжеты По полны тайны, ужаса, предвестия смерти. Стихи его музыкальны, а детективные рассказы логически изощренны. По считается родоначальником детективного жанра в мировой литературе.На Севере развернулось в середине XIX в. интеллектуальное течение так называемого трансцендентализма, оказавшее большое влияние на всю американскую мысль. Его можно рассматривать как гуманистический и идеалистический протест против американского буржуазно-рабовладельческого общества, против кальвинистской религиозности и корыстолюбивого практицизма, пронизывавшего жизнь страны. Испытав влияние европейских духовных течений, трансценденталисты зачастую бывали близки к идеям утопического социализма, некоторые из них основали социально-утопическую коммуну «Брук фарм». Многие участвовали в борьбе с рабством. Из этой среды вышел писатель и философ Г. Д. Торо, обрисовавший в книге «Уо-лден, или Жизнь в лесу» свой уход из общества и возвращение к природе. С трансценденталистами же был связан крупный писатель Н. Хоторн, ставивший в своих произведениях на темы из прошлого пуританской Новой Англии («Алая буква», «Дом о семи шпилях» и др. ) нравственные проблемы.В середине же XIX в. творили два великих американских художника слова, не оцененные по достоинству при жизни, но через десятилетия составившие литературную славу Америки. Один из них — величайший и самобытнейший американский поэт Уолт Уитмен. Его важнейшее произведение — поэтический сборник «Листья травы». С удивительной силой и своеобразием Уитмен выразил чувства простого человека, Человека с большой буквы, веру в истинные равенство и демократию, в будущее своей страны и всего человечества. Ему принадлежат и лучшие стихи о Гражданской войне. По принятой им манере стихосложения Уитмен далеко опередил свое время — его свободный ритм, отказ от традиционных рифм и размеров были оценены и развиты в поэзии много позже.Германа Мелвилла относят к поздним американским романтикам. Стихийный бунтарь, отвергший буржуазную цивилизацию, он носился по морям, жил среди туземцев Океании, идеализированные образы которых дал в нескольких произведениях. Но прославился он более всего романом «Моби Дик, или Белый кит» — философской аллегорией о борьбе добра и зла. Мелвилл умер забытым, второе рождение и посмертная слава пришли к нему уже в 20-х годах XX в.Отнюдь не обладая силой и оригинальностью Уитмена, снискал большую популярность как в США, так и за их пределами гораздо более традиционный поэт Генри Лонгфелло. Высокообразованный человек, гуманный либерал, мастер стиха, он создавал поэмы на специфически американские сюжеты. Русскому читателю известна в превосходном переводе И. Бунина его поэма «Песнь о Гайавате», с любовью и талантом написанная по индейским сказаниям.Из обильной антирабовладельческой литературы кануна Гражданской войны наибольший успех и славу завоевала книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», изобличавшая ужасы рабства, весьма сочувственно изображавшая негров и написанная с профессиональным мастерством. Книга имела широчайший общественный резонанс и сыграла большую роль в борьбе против рабства, явившись более социальным, чем литературным, событием. Впрочем, имя ее героя, кроткого христианина дяди Тома, молящегося за своих мучителей, стало в современном негритянском движении нарицательным для соглашателей и оппортунистов.В конце XIX в. американская литература достигла новой зрелости. Если до тех пор она преимущественно заимствовала европейский художественный опыт, то теперь стала ощутимо оказывать обратное влияние на Европу. Из писателей этого периода, обеспечивших американской литературе такое положение, первым является Марк Твен (псевдоним Сэмюэля Клеменса). Мастер короткого юмористического рассказа, традиционного жанра американской прозы XIX в., коренившегося в народном устном рассказе с его акцентом на смешное и неожиданными концовками, Марк Твен стал еще более известен «Приключениями Тома Сой-ера». Но вершиной его творчества, да, пожалуй, и всей американской литературы до XX в., подлинным американским эпосом XIX в. стали «Приключения Гек-льберри Финна». Стоит отметить, что критика буржуазного строя становилась у Марка Твена все острее и глубже, и знаменитый юморист шагнул в XX в. беспощадным сатириком.Обострение противоречий капитализма в США, распространение социалистических идей во всем мире имели одним из своих последствий рост в стране социально-утопической литературы. За последние 16 лет XIX в. там вышло 48 утопических романов. Самым известным был роман Эдуарда Беллами «Оглядываясь назад». Наряду с критикой существующего общества в нем изображалось рациональное общество будущего, к которому Беллами предлагал перейти мирным путем, без классовой борьбы. Несмотря на беллетристическую форму, книга «Оглядываясь назад» была более всего событием общественной мысли. Впечатление, произведенное ею на умы современников, особенно интеллигенции, было очень велико и долговечно. Интерес к Беллами вновь усилился в 30-х годах нашего века, в пору мирового экономического кризиса, когда расточительность и иррациональность капитализма проявились особенно выпукло. Вспомнили Беллами и «новые левые» 60-х годов.На грани XIX и XX вв. в американской литературе стало утверждаться направление критического реализма. Писатели этого течения испытывали влияние русской литературы, особенно Льва Толстого, а также французского натурализма. Но материал свой они черпали из жизни самых разных районов США, где неслыханно усиливались социальные противоречия. Эти писатели стремились исследовать реальную жизнь и положили начало большому американскому социальному роману, который окончательно вывел литературу США на уровень европейской. В литературу с этих пор прочно входит американский город со всеми присущими ему язвами. Критико-реалистическое направление выдвинуло ряд выдающихся писателей, из которых наиболее известен Теодор Драйзер.Драйзер подверг беспощадному анализу экономический, общественный и частный быт капиталистической Америки. Следуя тяге к созданию современного эпоса, характерной для романистов XX в., он создал трилогию о финансисте Фрэнке Каупервуде («Финансист», «Титан», «Стоик»), сильном, алчном капиталистическом хищнике. В те десятилетия изворотливый и беззастенчивый делец стал одним из частых персонажей американской литературы. Своими первыми романами о женщинах, преступивших заветы пуританской морали («Сестра Кэрри», «Дженни Герхардт»), Драйзер вызвал со стороны ханжей обвинение в безнравственности. Между тем он стремился найти художественными средствами объективные причины типических общественных явлений. Вершиной творчества писателя считается вышедший в 1925 г. роман «Американская трагедия». Драйзер был другом Советского Союза и к концу жизни вступил в Коммунистическую партию США.В начале XX в. на американском литературном горизонте сияла яркая звезда Джека Лондона. Писатель-самоучка, поднявшийся из низов (его путь показан до некоторой степени в автобиографическом романе «Мартин Идеи»), он выразил в многочисленных рассказах романтику борьбы людей с суровой северной природой. Участвуя в социалистическом рабочем движении, Джек Лондон создавал книги о классовой борьбе, например, фантастический роман «Железная пята».В ту же пору развернулось в общественной и литературной жизни США громкое движение так называемых «разгребателей грязи», группы радикальных публицистов и писателей, разоблачавших в печати преступления монополистических компаний и злоупотребления связанных с ними американских властей. К этому кругу принадлежал известный писатель Эптон Синклер, роман которого «Джунгли» вызвал публичный скандал и даже привел к некоторым законодательным постановлениям. За свою долгую жизнь Синклер написал множество романов на жгучие темы американской, а подчас и международной общественной жизни. Вот некоторые из них: «Король-уголь» — о боевой стачке колорадских шахтеров, «Джимми Хиггинс» — о выступлениях американских рабочих в поддержку Советской России, «100%»— о травле передовых людей в США после первой мировой войны, «Бостон» — о суде над Сакко и Ванцетти и т. д. Не поднявшись до той художественной высоты, на которой находились некоторые его литературные современники, Синклер владел, однако, писательским мастерством, а романы его читаются с увлечением и, несмотря на социал-реформистские иллюзии автора, много дают в познавательном отношении.Художественное развитие начала XX в. подготовило мощный подъем американской литературы в двадцатилетие между двумя мировыми войнами. В это время развернулось творчество крупного писателя сатирического направления Синклера Льюиса, подвергшего уничтожающей критике разные стороны американского буржуазного общества. Имя героя одного из его ранних романов мистера Бэббита — воплощения буржуазной ограниченности, стало нарицательным. В изданной уже после второй мировой войны книге «Кингсблад» (в другом переводе — «Королевская кровь») сильно и умело изобличается американский расизм.В то же двадцатилетие началась деятельность гигантов американской литературы XX в. — Хемингуэя, Фолкнера, Стейнбека. Первая мировая война наложила неизгладимый, хотя и меньший, чем в Европе, отпечаток на пережившее ее так называемое потерянное поколение. К нему принадлежал и Эрнест Хемингуэй, участник почти всех происходивших при его жизни войн. Войне посвящен один из его первых романов — «Прощай, оружие». И о совсем иной войне, о Гражданской войне в Испании, о борьбе с фашизмом рассказывается в его величайшем творении — романе «По ком звонит колокол». Хемингуэй — мастер короткого рассказа. Его диалог немногословен, построен на глубоком подтексте и психологически многозначителен. Сквозящая в его произведениях творческая идея — это единство этического и эстетического, иными словами, правды и красоты. Хемингуэй воспевает мужество и достоинство человека в жизни и смерти. Свидетельство этому, в частности, одно из его известнейших произведений — повесть «Старик и море».Уильям Фолкнер был величайшим из плеяды талантливых писателей южной школы. Он — творец эпического цикла романов и повестей об американском Юге, действие которых происходит в округе с вымышленным названием Иокнапатофа и в городе с вымышленным же названием Джефферсон. Наиболее известна его трилогия (романы «Деревушка», «Город», «Особняк»), в которой события концентрируются вокруг зловещей фигуры капиталистического стяжателя Сноупса. Трагический колорит произведений Фолкнера, вероятно, в немалой степени объясняется узлом противоречий жизни Юга, особенно его межрасовыми отношениями, которые Фолкнер вскрывает с глубоким проникновением. Книги Фолкнера отличаются большой социально-психологической глубиной и своеобразием стиля.Джон Стейнбек прославился романом «Гроздья гнева», который вышел в 1939 г., в конце десятилетия, отмеченного жестоким кризисом и депрессией. Герои романа — фермерская семья, согнанная с земли и странствующая по американским дорогам в поисках лучшей доли. «Гроздья гнева» — книга о горестях трудовых людей Америки, об их человечности и солидарности. В одном из последних крупных произведений Стейнбека, романе «Зима тревоги нашей», вскрывается двойственность, порочность буржуазного мира, одиночество в нем человека.30-е годы, когда создавались «Гроздья гнева», ознаменовались — в обстановке экономического кризиса — подъемом рабочего и коммунистического движения, общественной активностью интеллигенции, ростом прогрессивных элементов во всей духовной жизни страны. Значительно активизировалась в это десятилетие и литературная жизнь. В те годы приобрело боевой характер (в частности, под влиянием В. Маяковского) творчество крупного поэта и писателя негра Лэнгстона Хьюза и получил известность негритянский писатель Ричард Райт, показавший, например в романе «Сын Америки», трагизм городского дна. Следует также упомянуть талантливого писателя Майкла Голда, коммуниста, всю жизнь проработавшего в прогрессивной печати.Вторая мировая война и развернувшаяся после нее научно-техническая революция положили начало новому периоду в жизни американского общества и соответственно в американской литературе. Традиции социальной критики, которые были свойственны лучшей части этой литературы в предшествующий период, развивались и получили новое выражение. Зачастую это бывало полное отрицание всего американского общества, выражение болезненной отчужденности личности в буржуазной системе, чаще всего бунт одиночки против установившегося порядка вещей.Современная американская литература богата и многообразна, назвать даже крупных ее представителей в кратком очерке не представляется возможным. Ограничимся выделением нескольких характерных- фигур, известных по переводам советскому читателю.Очень популярен и в США, и за их пределами Дж. Сэлинджер, мастер современного рассказа, автор повести «Над пропастью во ржи». Герой этой повести юный Холден Колфилд — отчаянно мятущаяся личность, ищущая смысла жизни и своего места в мире. В других произведениях Сэлинджера также воплощены борения, поиски и отчуждение молодых людей. На него, как, впрочем, и на других современных американских писателей, оказывает большое влияние русская классическая проза.Из крупных писателей современной Америки можно назвать, например, Сола Беллоу, нобелевского лауреата, а также Нормана Мейлера. Мейлер принадлежит к поколению участников второй мировой войны, опыт которой сообщил трагический колорит его творчеству, как и творчеству других выдающихся писателей, его литературных сверстников. Это сказалось, например, в романе Мейлера «Нагие и мертвые». Его внутренне противоречивым произведениям свойствен неукротимый протест против буржуазного общества. Чуткий к социальным переменам, этот художник активно участвовал в движении протеста против войны во Вьетнаме и даже одно время считался идеологом «нового левого» движения. Это привело его к документальной публицистике, граничащей с художественной прозой (например, книга «Майами и осада Чикаго»). Как известно, в современной прозе документальный жанр занимает все большее место.Сочетание художественной прозы с публицистикой характерно также для Джеймса Болдуина, крупного писателя-негра, главное содержание произведений которого — жизнь афроамериканцев и расовая проблема в США.Виднейший мастер сатирической фантастики, распространенного в США жанра, — Курт Воннегут, на творчество которого также наложила неизгладимый отпечаток война (например, роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»). Он разоблачает буржуазное общество с беспощадным сарказмом, в гротесковой манере. В жанре научной фантастики, который достиг в США большого развития, работает известный писатель Рэй Брэдбери.Следует сказать, что в американской литературе получил распространение так называемый черный юмор, представляющий жизнь бессмысленной и нелепой, а людей безумными. Это можно считать крайним проявлением культурного кризиса буржуазного общества.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США