История населения США

Население США (американцы) представляет собою результат смешения различных расовых и этнических элементов. Оно сложилось из представителей трех больших рас человечества: монголоидов, европеоидов и негроидов.Первыми обитателями территории нынешних США были индейцы. Ко времени европейской колонизации по территории США были расселены до 400 индейских племен общей численностью около 2—3 млн. человек, говоривших на 200 языках.В XVI—XVII вв. на индейских землях стали основываться европейские колонии. Экспансия колоний вширь означала экспроприацию земель сначала индейцев, обитавших к востоку от Аппалачей, затем территорий индейских племен, живших к северу от р. Огайо и к востоку от Миссисипи. Среди выходцев из Европы преобладали в колониальный период (в связи с ведущей ролью английских колоний и военно-политическим главенством Англии на Североамериканском материке) переселенцы из Англии и британских владений, составлявшие к концу XVIII в. приблизительно 80% белого населения. Кроме англичан это были главным образом шотландцы и ирландцы. Остальная часть жителей состояла из представителей других народов Европы: голландцев, шведов, французов и т. д. Таким образом, население США еще с колониального периода отличалось этнической пестротой, которая в дальнейшем все возрастала. Потомки различных европейских народов, попав в новые природные и социальные условия, заимствовали друг у друга, а также у индейцев многие хозяйственные и бытовые навыки и нередко вступали в смешанные браки.Рабство негров в североамериканских колониях Англии сложилось постепенно и оформилось юридически в последней трети XVII — начале XVIII в. Черные рабы происходили из разных районов Африки, принадлежали к разным племенам, этническим и языковым группам, отличались друг от друга своими обычаями, культурой и физическим обликом. Но на рабовладельческих плантациях в Америке им пришлось приспосабливаться к новой среде, освоить английский язык — единственный, на котором они могли общаться, воспринять новые трудовые навыки, нормы поведения, обычаи американского окружения. Следующие поколения рабов, родившихся в Америке, знали об Африке только по воспоминаниям старших поколений. Уже в начале XIX в. в США было мало черных.Таковы были этнические условия, в которых родилась в период Войны за независимость американская нация. Преобладание в ней к тому времени английского языка и культуры, пусть видоизменившихся в американских условиях, наложило неизгладимый отпечаток на все ее дальнейшее развитие. Однако в смысле этнического состава в тот период сложилось только ядро американской нации, которая позже претерпела значительные изменения.В течение нескольких десятилетий этот состав почти не менялся: в условиях европейских войн иммиграция была затруднена. Молодая нация консолидировалась и в этническом отношении. Но затем приток переселенцев из Европы возобновился и нарастал с каждым десятилетием. В Америку направлялись крестьяне, ремесленники, рабочие, которых разоряли процессы раннего, подчас замедленного капиталистического развития. Туда бежали от национального угнетения (как, например, ирландцы), переселялись спасавшиеся от религиозных гонений, там искали убежища политические изгнанники и бунтари. Но в основе всего этого движения, постепенно приобретавшего массовый характер, лежало — при всех различиях индивидуальных мотивов его участников — капиталистическое перенаселение в странах Европы, проходивших разные стадии и формы промышленного переворота. При богатых естественных ресурсах и больших возможностях быстрого капиталистического развития США испытывали в ту эпоху постоянный недостаток рабочей силы. Европейские переселенцы обычно идеализировали условия Нового Света.Возникший прежде американский миф получил в те десятилетия широкое распространение. Особенно привлекали иммигрантов слухи о дешевой и доступной земле. На практике приобретение фермы, о чем мечтали многие переселенцы, оказывалось делом трудным и дорогим, большая часть иммигрантов оседала в городах и в районах строительства каналов, и железных дорог и т. д., причем занималась самой трудной и низкооплачиваваемой работой.Подлинно массовым иммиграционное движение стало с конца 40-х годов XIX в. В последующие 15 лет в США прибыло 14 млн. человек. В Европе этот период был отмечен экономическими и социальными катаклизмами, вылившимися в революции 1848—1849 гг.; в Соединенных Штатах он знаменуется завершением промышленного переворота и назреванием Гражданской войны. Накануне этой войны число иммигрантов достигло 13—14% американского населения, и эта доля в дальнейшем уже не повышалась, хотя абсолютный приток сильно возрос. Этнический состав населения также обновился в этот период: больше 2/3 вновь прибывших составляли ирландцы (в 40-х годах Ирландию поразил страшный голод) и немцы, значительно меньше было выходцев из собственно Англии. Иммиграция этого периода, особенно немецкая и ирландская, оказала глубокое влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь США, на их культуру.Общность судьбы, языка и коренных интересов, сложившаяся у рабов в процессе приобретенного на американской почве опыта, каторжного труда и упорной борьбы против рабовладельцев, сплачивала негров и создавала объективную основу для появления у них зачатков общего психического склада и расовоэтнического самосознания, складывания расово-этнической общности. Этому способствовал не только сам институт рабства, но и политика насаждения расизма среди белого населения. Запрещение межрасовых браков, так называемые рабские кодексы, и связанное с ними законодательство провели четкую социальную грань между «белыми» и «черными». Расизм стал официальной идеологией правившей верхушки, веками старавшейся внушить белым американцам мысль об извечной «расовой неполноценности» черных. Рабство и расизм, оказавшие глубокое влияние на психологию американских негров, наложили свой отпечаток и на психологию всей американской нации, ибо постепенно расизм глубоко проник в сознание белых американцев.Но с другой стороны, непрерывно развивался начавшийся еще в колониальный период процесс физической, культурной и социальной ассимиляции негров, превращения их из африканцев в афроамериканцев. Вопреки запретам происходило физическое смешение «черных» и «белых». В середине XIX в. в США насчитывалось 3,2 млн. рабов и 435 тыс. свободных негров. Среди свободных негров, подавляющее большинство которых родилось в США и проживало в городах в тесном контакте с белым населением, процесс культурной и социальной ассимиляции зашел к этому времени сравнительно далеко. Этому способствовали рано начавшаяся среди них профессиональная и классовая дифференциация, а также некоторый доступ к образованию. Вместе с тем, протестуя против расового неравноправия и дискриминации даже в церкви, свободные негры стали создавать свои собственные религиозные общины. В конце XVIII — начале XIX в. возникли негритянские баптистская и методистская церкви, сыгравшие важную роль в освободительной борьбе и общественной жизни американских негров.После Войны за независимость усилился, в связи с развитием капитализма, натиск на индейские земли, расположенные к востоку от Миссисипи. Индейцев насильственно переселяли в районы к западу от реки. Тогда Запад представлялся диким районом, непригодным для заселения белыми. Его объявили индейской землей, на которую в течение 1816—1850 гг. были перемещены индейцы с земель к востоку от Миссисипи. Но «Дикий Запад» не был ничейной землей. Обширные пространства американских степей были уже заселены кочевыми и менами конных охотников на бизоновГражданская война 1861—1865 консолидировала не только американское государство, но и американскую нация в этом этническом составе, в каком она к тому времени сложилась. Это сказалось в ослаблении антииммигрантских движений, которые были весьма интенсивными в предшествующий период. Бурная индустриализация и урбанизация страны после Гражданской войны сопровождались большим ростом иммиграции, благодаря которой только и стали возможны «американские темпы» экономического развития. Но в последние десятилетия XIX в., накануне вступления США в эпоху империализма, этнический состав иммигрантов значительно изменился. Теперь в нем стали преобладать выходцы из отсталой по тому времени Южной и Восточной Европы — главным образом из Италии и многонациональных Российской и Австро-Венгерской империй.Новых иммигрантов «выталкивали» из родных стран те же в основном причины, какие были отмечены выше для их предшественников, ирландцев и немцев середины XIX в. Но принимавшая переселенцев страна за истекшие десятилетия ушла далеко вперед, и трудностей перестройки, приспособления к иной жизни оказалось теперь для новичков гораздо больше. Иммигранты принадлежали большей частью к угнетенным народам Европы, даже из Италии эмигрировали преимущественно уроженцы отсталого Юга. Подобно своим предшественникам, они занимали в Америке наихудшие рабочие места и жили в перенаселенных и неблагоустроенных городских кварталах.В те же десятилетия происходил заметный, хотя во много раз меньший приток иммигрантов из Азии — преимущественно из Китая и Японии. Они селились главным образом в тихоокеанских штатах, особенно в Калифорнии. Принадлежа к монголоидной расе и резко отличаясь по внешности от белых жителей Америки — что до сих пор сказывается на их судьбе, — они, однако, по своей социальной и культурной роли в США, по характеру ассимиляционных процессов в сущности мало отличаются от европейских иммигрантов. Ни одна этническая группа европейских выходцев не избежала дискриминации в той или иной степени и форме, но выходцы из Азии подвергались самым большим гонениям.Отмена рабства и предоставление неграм в результате Гражданской войны и Реконструкции (1866—1876 гг.) гражданских прав покончили с изоляцией бывших рабов, резко расширили их контакты с внешним миром, изменили их взаимоотношения, с белым населением, намного ускорили процесс их дальнейшей социальной дифференциации и культурной ассимиляции. Однако победившая в войне буржуазия Севера, все шире вкладывавшая в последней трети XIX в. свои капиталы в экономику бывшего рабовладельческого Юга, вступила в союз с южными плантаторами, ставшими теперь ее партнерами в деле эксплуатации негритянских масс. Это привело к новым, более изощренным и утонченным формам порабощения «освобожденных» негров.В период с 1890 по 1910 г. в южных штатах были приняты новые конституции и законы, лишившие негритянское население избирательных и других гражданских прав, узаконившие расовую сегрегацию в расселении и образовании, на транспорте и в местах общественного пользования. Запрещение черным селиться в одних кварталах с белыми американцами, распространившись на Север, привело к возникновению там негритянских гетто: Гарлема — в Нью-Йорке, Саут-Сайда — в Чикаго и т. д. Почти 2/3 штатов запретили межрасовые браки. Система расовой сегрегации и дискриминации, получившая название «система Джим Кроу», включала также тщательно разработанный, неукоснительно соблюдавшийся в быту и поддерживаемый при помощи жесточайшего расистского террора, судов Линча и т. д. «расовый этикет». Он был призван постоянно подчеркивать «превосходство белого человека» и приниженное положение «ниггеров», которые «должны знать свое место».С середины XIX в. ареной покорения и истребления индейцев стали уже районы к западу от Миссисипи. «Дикий Запад» оказался областью богатых плодородных земель и пастбищ, здесь были обнаружены месторождения ценных минералов. Все больше и больше белых колонистов устремлялось на Запад. Переселенческая волна усилилась в связи с открытием в 1848 г. золота в Калифорнии и приняла огромные масштабы после окончания Гражданской войны. Через степи прокладывались дороги, по которым шли вереницы повозок колонистов, охраняемых конными военными отрядами. Для охраны этих путей сооружались форты с гарнизонами. Развернулась торговля бизоньими шкурами, приведшая к хищническому истреблению стад бизонов.К концу XIX в. большинство индейских племён, несмотря на их упорное сопротивление, были покорены, разбиты и поселены в резервации.В результате истребления индейцев в годы «индейских войн», а также распространения среди них в условиях нищеты и антисанитарии привнесенных белыми колонизаторами болезней численность индейского населения катастрофически упала. К началу XX в. на территории США насчитывалось лишь около 200 тыс. индейцев. Многим казалось тогда, что индейцы — обреченный на вымирание народ.А поток иммигрантов, испытывая временные спады в пору кризисов, продолжал нарастать. В первое десятилетие XX в. в страну прибыло около 9 млн. человек, главным образом из Европы, правда, многие приезжали только на время и затем возвращались на родину, однако значительное большинство оставалось. В 1910 г. только первые два иммигрантских поколения (люди, родившиеся за пределами США, и дети таких людей) составляли почти 40 % белого населения.Негритянское население США насчитывало в то время более 10 млн. человек (все население страны— 92 млн. человек). Социальное расслоение афроамериканцев за полвека после отмены-рабства резко ускорилось: крупнейшим по численности классом стал пролетариат, большая часть которого состояла из сельскохозяйственных рабочих. Большинство фермеров представляло собой забитых ж прозябавших в нищете арендаторов-издольщиков. В 1910 г. в городах проживала 1/4 всех негров, большинство из них было занято в обслуживании, на транспорте, дорожных работах. «Цветной» барьер закрывал им доступ к квалифицированной работе в промышленности. Американские монополии при помощи продажных профсоюзных лидеров Американской федерации труда (АФТ) так же как и в последующие десятилетия, использовали расизм для раскола рабочего движения.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США