Этнический состав США

Переходные же этнические группы и поныне — важный элемент населения США. О состоянии культурной ассимилированности свидетельствуют языковые данные. 79% населения страны указали в качестве родного языка английский. Специальное же обследование показало, что из неанглоязычных групп 75% американских немцев, 43% американских итальянцев и 40% американских поляков назвали своим родным языком английский.Но родным американская статистика считает тот язык, на котором говорили в семье опрашиваемого в его детские годы. Ответы же на вопрос о том, какой язык употребляется в настоящее время, дали иной результат: как правило, более 90% пользуются английским языком (из немцев — 98%, из итальянцев — 91, из поляков — 93%). Английский представляет собою универсальное средство общения, другие же языки только дополняют его, причем во все меньшей степени.В истории индейцев современный период связан с их жизнью в резервациях на положении «подопечных» федерального правительства США. Земли резерваций по мере открытия в них различных естественных богатств всякими способами урезывались и передавались земельным спекулянтам и предпринимателям.Теперь большая часть индейских земель сдана «в аренду» белым фермерам или корпорациям. На территориях резерваций действуют частные и государственные предприятия, выплачивающие индейцам мизерные суммы за присвоение их богатств. Среднегодовой доход индейцев на душу населения в 5 раз ниже среднего по стране. Безработица охватывает 70—90% работоспособного индейского населения.С начала XX в. в демографическом состоянии индейского населения наметился перелом. Прекратилось вымирание, начался сначала медленный, но постепенно возраставший (особенно с 30-х годов) естественный прирост населения.Эти данные говорят о процессе постепенного приспособления индейцев к жизни в условиях капиталистического общества. В резервационные общины проникли капиталистические отношения, идет процесс классового расслоения, хотя и замедленный некоторыми остатками первобытнообщинных отношений.Огромное значение в деле пробуждения индейцев к борьбе имела вторая мировая война. Она по существу широко открыла двери резерваций и положила конец замкнутости индейских общин. До 25 тыс. индейцев сражались на полях битвы с фашизмом. Около 50 тыс. индейцев работали на военных заводах США. Все это расширяло их кругозор и жизненный опыт. Однако конец войны и послевоенный экономический спад принесли индейцам множество разочарований. Многие промышленные рабочие лишились работы и вернулись в резервации. Ветераны войны оказались без средств к существованию.Отсутствие средств к жизни в резервациях толкает индейцев на поиски заработков в городах. Согласно официальным данным, уже более 60% индейцев живут ныне в городах. В крупнейших городах — Чикаго, Нью-Йорке, Кливленде, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сиэтле и др. — появились индейские общины, насчитывающие до 10 тыс. и более человек. В городах индейцы подвергаются расовой дискриминации, они часто пополняют ряды безработных и оказываются в трущобах, подвергаясь их разлагающему влиянию. Многие из городских индейцев не порвали связей с резервациями, и уход оттуда часто является формой более или менее длительного отходничества. Участок земли в резервации — последнее прибежище индейцев в случае потери работы в городе.Борьба за сохранение резервационных земель — центральный вопрос всех программ индейского движения. Индейцы требуют равноправия со всеми гражданами США, но при сохранении оговоренных в индейском законодательстве США своих специальных прав.Хотя право гражданства США индейцы получили в 1924 г., на пути к его реализации до сих пор ставятся всевозможные дискриминационные преграды.Индейцы активно участвуют ныне в массовых кампаниях и выступлениях американского народа. В то же время современное общественно-политическое движение индейцев носит определенные черты национального движения. Индейцы осознают себя как этническую общность, сложившуюся на основе общности судьбы и своих интересов, вытекающих из положения подопечного колониального народа, живущего внутри метрополии. Они борются за признание их как самостоятельной этнической общности.Проводившаяся правительством США на протяжении почти двухсот лет ассимиляторская политика ускоряла процесс сложения паниндейской этнической общности. Поселение в одной резервации разноплеменных групп, запреты и преследование племенных обычаев и обрядов, индейские школы, в которых детям разрешалось говорить лишь по-английски, — все это способствовало дезинтеграции племен и формированию резервационных общин, за которыми лишь сохранялись племенные названия. Несмотря на сознание общности целей борьбы за улучшение социально-экономического и правового положения, индейское движение социально неоднородно, как неоднородно само индейское население США.Наиболее активную часть индейского движения составляет образованная молодежь, студенты. Численность их значительно возросла за последнее десятилетие вследствие усилившейся тяги индейцев к образованию. Костяк движения составляет леворадикальная молодежь, примыкавшая к движению «новых левых» сил в США и привносившая их идеологию в индейское движение, но теперь пересматривающая многие из установок этой идеологии. Идет общий процесс радикализации индейского движения. В последнее время индейские активисты начинают обращаться к первоисточникам марксизма-ленинизма. Имена классиков научного коммунизма становятся известными в глухих резервационных общинах.Большое внимание уделяет индейскому движению Компартия США. Она всемерно поддерживает справедливые требования индейцев, изучает их программы и направляет движение в общее русло антиимпериалистической борьбы. Вместе с индейцами на борьбу за свои права, против дискриминации поднимаются эскимосы и алеуты, влившиеся в состав населения США после покупки в 1867 г. Аляски у России.По переписи в штате Аляска насчитывалось около 30 тыс. эскимосов, около 5 тыс. алеутов. Судьбы этих групп коренного населения США в общем сходны с судьбами индейцев, поэтому и борьба всех групп коренного населения за экономические и политические права имеет общие цели.Для попыток сохранения этническими группами своих культурных традиций, как и для разложения этих традиций, всегда большое значение имел семейный быт. Однако смешанные семьи, активно способствующие не только культурной интеграции, но и физической нивелировке населения, приобретают все большее распространение.Этнически смешанные браки чаще всего заключаются между людьми одного вероисповедания: например, итальянец-католик женится на ирландке-католичке. К католичеству принадлежали очень многие европейские иммигранты, но и оно, приспособившись к новым условиям, сильно американизировалось. Теперь католичество охватывает около 1/4 населения США. Преобладающей религией страны является протестантство — его исповедует приблизительно % населения. В отличие от католической церкви оно разбивается на десятки различных церквей и сект. Самые многолюдные протестантские церкви — баптистская и методистская. Принадлежность к протестантству дает в Америке социальное преимущество. Иммигрантские группы, исповедовавшие протестантство, испытывали меньше трудностей при ассимиляции.В силу ряда исторических причин негритянское население издавна отличалось повышенной религиозностью: считается, что 9/10 афроамериканцев — верующие и половина их регулярно посещает церковь. Подавляющее большинство негров — протестанты. Из них почти 2/3 — баптисты, 1/5 — методисты, остальные принадлежат к епископальной, пресвитерианской, конгрегационалистской, лютеранской и более мелким церквам и сектам.Церковная деятельность, принадлежность к церкви имеют в США большое значение, нередко они определяют общественное положение людей; однако в последние десятилетия усилилось религиозное безразличие и безверие.Практическая деятельность американских церквей и состав их прихожан нередко бывают связаны с этнической дифференциацией населения и еще чаще — с его классовым разделением. Не само разделение на этнические группы взаимодействие этих групп, их внутреннее расслоение теснейшим образом обусловлены историческим развитием американского буржуазного общества и его классовым строем.Современные американцы — результат смешения, даже слияния различных этнических (и расовых) элементов, происходившего несколько столетий. Это слияние — результат всей истории американского народа. Оно совершалось на разных уровнях — экономическом, социальном и культурном — и, разумеется, включало в себя значительное физическое смешение. Однако американская нация, насчитывающая более двухсот лет существования, не представляет собою однородной в этническом отношении массы. Она содержит самобытные компоненты, восходящие к тем этническим совокупностям, которые в разное время включались в ее состав. Но сами эти компоненты изменили свой характер в процессе развития американской нации, и теперь их следует считать не обломками или остатками каких-нибудь заокеанских народов, а составными частями этой нации, играющими в ее развитии существенную роль. Отмеченные процессы имеют противоречивый характер. Двойственность этнических тенденций, отмечавшаяся для афроамериканцев, — борьба тенденций к интеграции и обособлению — действительна для всех этнических групп, соотношение и сила этих тенденций зависят от исторической ситуации. Усиление этноцентризма в последние десятилетия наблюдается не только в Соединенных Штатах Америки и не может быть объяснено только американской социальной обстановкой. Но связь его с освобождением колониальных народов вряд ли подлежит сомнению.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США