Архитектура и строительство в США

Основные черты материальной культуры США определяют повседневный быт их жителей. Жилища американцев и их общественные здания долгое время строились по различным европейским образцам, в которые вплетались некоторые конструктивные элементы индейского зодчества.В разных районах наблюдались значительные местные особенности. Так, в Луизиане, которая была когда-то колонизована Францией, долгое время сохранялась французская архитектура. Своеобразна была архитектура в юго-западных районах, бывших испанских колониях, где распространены были сооружения с внутренними дворами, затейливые церкви с испано-индейской художественной отделкой и т. д. Сельские поселения и фермерские постройки обычно возводились в традициях тех мест, откуда прибывали их жители, будь то старые штаты страны или европейские области. В городах же элементы зодчества разных районов Америки и разных стран Старого Света подобно другим элементам культуры переплетались между собой гораздо интенсивнее.В общем американская архитектура носила до последних десятилетий XIX в. довольно подражательный характер. В первой половине этого столетия, например, широкое распространение получил модный в Европе ложноклассицизм, который запечатлен в здании вашингтонского капитолия, а также в многочисленных капитолиях, воздвигнутых по его образцу в столицах штатов.Подлинное своеобразие зодчество США обрело в конце XIX в., и тогда же оно начало оказывать влияние на архитектуру других стран. Это своеобразие придал ему небоскреб. Высотные здания на стальных каркасах, сооружение которых стимулировалось дороговизной земли, стали впервые строиться в Чикаго в 80-х годах. В них использовали изобретенный ранее лифт. Новые постройки еще долго оформляли в традиционных европейских стилях.В тот период возникло первое оригинальное американское направление в архитектуре — так называемая Чикагская школа. Ее основоположник Луис Салли-вен ввел в архитектуру принцип «функция определяет форму», иными словами — форма здания должна определяться его назначением. Знаменитым представителем этого направления был Франк Ллойд Райт. Новая школа оказала значительное воздействие на европейское зодчество, но у себя на родине приобрела большое влияние несколькими десятилетиями позже.В 30-х годах нашего века в США стали работать крупные европейские зодчие, бежавшие от германского и испанского фашизма. Их опыт, сформировавшийся в свое время под воздействием американских архитектурных идей, получил творческое применение в изменившихся историко-экономических и технических условиях США.Развитие строительной техники в XX в. позволяло американским архитекторам решать все более смелые конструкторские задачи. Эстетические же вопросы ставились ими в зависимости от идейной борьбы, происходившей в американском обществе.Колоссальные постройки с гладкими поверхностями из стекла и бетона, сооружавшиеся в первой половине нашего века и распространившиеся во многих странах, стали в середине века вытесняться зданиями в духе «американского неоклассицизма», где зачастую эклектически воскрешались архитектурные украшения прошлых эпох. С другой стороны, стало принято подчеркивать грубоватость и массивность зданий в противовес прежней строгой гладкости. В последнее десятилетие сооружаются замкнутые комплексы зданий, часто сконцентрированные вокруг внутреннего двора. Построены сверхвысотные дома, например в 110 этажей (Нью-Йорк).Современное американское зодчество озабочено созданием архитектурных ансамблей (которыми оно в прошлом нередко пренебрегало). Их стараются связать с природной средой.Массовое строительство в США уже много десятилетий обусловлено процессом урбанизации — ростом и умножением городов. Так называемая субурбанизация, т. е. переселение в пригороды, принявшая теперь колоссальные размеры, тоже имеет длительную историю. В пригороды переезжают более или менее обеспеченные городские семьи. Массовое переселение туда стало возможно благодаря широкому распространению автомобиля и постройке разветвленной сети современных дорог. Пригороды застраиваются преимущественно односемейными домами, которыми владеют почти 2/3 американских семей. Многие семьи снимают такие дома. Характерны для американского быта передвижные дома, т. е. автоприцепы, в которых подолгу, а то и постоянно живут целые семьи. Хотя технически такие прицепы легко перевозить, практически они в большинстве случаев стоят на одном и том же участке (приобретение таких домов и пользование ими обходятся относительно дешево). Автомобиль стал подлинно массовым средством передвижения, неотъемлемой чертой американского быта и так называемого американского образа жизни.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США