Тихоокеанский Северо-Запад

Тихоокеанский Северо-Запад — район весьма своеобразный как по природно-климатическим условиям, так и по характеру развития и структуре экономики. Хребты и обширные плато занимают почти всю территорию района, однако горная система Кордильер здесь менее широка, чем далее к югу, что позволило проложить четыре из семи имеющихся в стране трансконтинентальных железных дорог. Наиболее крупные города, а также сельскохозяйственные земли концентрируются в немногих низменностях и речных долинах.Важнейшие из них — низменность Пюджет-Саунд, Уилламсттская долина, равнина р. Колумбии, долина Яки мы. Каскадные горы— своеобразный климатический барьер для влажных воздушных масс, поступающих с океана, поэтому территория к западу от водораздельного хребта характеризуется мягким океаническим климатом и относится к зоне избыточного увлажнения— сумма годовых осадков здесь самая высокая в США (более 2000 мм). К востоку от Каскадных гор климат резко континентальный, засушливый.Западные склоны Каскадных гор покрыты густыми хвойными лесами, в которых произрастают главным образом дугласова пихта, западная желтая сосна, желтый и красный кедр, ситкинская ель и др. Это наиболее высокопродуктивные леса в стране. Местная древесина идет на производство фанеры, балок, перекрытий, судовых палуб, кровельной дранки. Почти 40% всех занятых на лесозаготовках сосредоточено в этом районе. Крупный мачтовый и строевой лес отправляется из Тихоокеанского Северо-Запада во все районы страны. На лесоматериалы приходится около половины всех грузовых отправлений железнодорожным транспортом. В настоящее время лесные богатства Тихоокеанского Северо-Запада сильно истощены — девственные леса западной части штата Вашингтон и северо-западной части Орегона в основном уже вырублены, и заготовки древесины ведутся в молодых, вторичных лесах.Одно из главных природных богатств района — многоводные реки. На Тихоокеанский Северо-Запад приходится свыше Уз всех гидроэнергоресурсов США. Их использование в течение последних десятилетий стало одним из важнейших факторов экономического развития района. Здесь на р. Колумбии построена крупнейшая в США гидроэлектростанция «Гранд-Кул и» мощностью свыше 4 млн. кВт, а также «миллионные» ГЭС «Чиф-Джозеф», «Джон-Дей», «Те-Далс». Эти и другие гидравлические станции входят в государственную энергосистему «Бонневилл пауэр адми-нистрейшн», снабжающую электроэнергией предприятия цветной металлургии, химические и целлюлозно-бумажные комбинаты, заводы по выплавке электростали. Местные реки характеризуются сравнительно высокими сезонными, а в ряде случаев и многолетними колебаниями расхода воды. Для рационального комплексного использования водных ресурсов Севера-Запада требуется регулирование стока, что требует сооружения водохранилищ. В настоящее время разрабатываются проекты дальнейшего гидротехнического строительства в бассейне Колумбии, причем проектируются гидротехнические узлы преимущественно многоцелевого характера (мелиорация, развитие судоходства и рыболовства, контроль за режимом рек, выработка электроэнергии). На берегу р. Колумбии в Ханфорде в годы второй мировой войны был построен завод по производству плутония. Разрабатываются проекты использования реакторов ханфордского завода для выработки электрической энергии. Свыше 90% всей электроэнергии вырабатывают в районе на гидравлических станциях. Штат Вашингтон стал одним из важнейших в стране производителей электроемкой промышленной продукции, в особенности алюминия. Тарифы на электроэнергию, отпускаемую предприятиям, здесь наиболее низкие в стране, а потребление электроэнергии на душу населения вдвое превышает средний показатель для США.Сельское хозяйство Северо-Запада в силу природно-климатических условий носит своеобразный для тихоокеанских штатов характер. В Уилламеттской долине и по берегам залива Пюджет-Саунд сформировался крупнейший на Западе ареал молочного животноводства. В масштабах страны район специализируется как поставщик ягод и фруктов умеренных широт (в отличие от субтропической Калифорнии) — яблок, груш, вишен. На сравнительно засушливом Колумбийском плато сложился самый крупный на Западе пшеничный район.Важнейшая агломерация Тихоокеанского Северо-Запада — Сиэтл — Эверетт с населением 1,4 млн. человек (в том числе в Сиэтле — свыше 1 млн. человек). Сиэтл (штат Вашингтон) расположен на восточном побережье глубоко вдающегося в сушу залива Пюджет-Саунд — одной из самых удобных для судоходства гаваней США. К востоку от города находится оз. Вашингтон, которое соединено с заливом судоходным каналом. Сиэтл — экономическая столица всего Северо-Запада США (включая Аляску). Единственный конкурент Сиэтла — город Портленд, расположенный в нижнем течении р. Колумбии, на границе штатов Вашингтон и Орегон. Однако если Портленд специализируется главным образом на судостроении, судоремонте и портовых функциях (крупнейший в стране порт по вывозу древесины), то функции Сиэтла более разнообразны и многочисленны — это торговый, финансовый, промышленный и транспортный узел Тихоокеанского Северо-Запада и одновременно база снабжения Аляски.Функции Сиэтла как регионального центра во многом схожи с функциями Атланты или Денвера. В развитии Сиэтла, как ни одного другого крупного центра Запада США, отчетливо отражены особенности отдельных этапов освоения природных ресурсов района, усиления милитаризации экономики страны.Возникновение и первый этап развития Сиэтла были связаны с лесозаготовками, лесопилением и рыболовством. Город и был образован на месте небольшого поселения вблизи лесопильной фабрики в середине XIX в. Название свое он получил в честь вождя одного из местных индейских племен. С постройкой первой трансконтинентальной железной дороги в 1883 г. древесина Северо-Запада получила выход на рынки восточных штатов, и Сиэтл наряду с Портлендом стал организационным и экономическим центром лесной и деревообрабатывающей промышленности. В последней четверти XIX в. Сиэтл становится и крупным центром рыболовства и рыбоконсервной промышленности. Консервированная лососина, вырабатываемая в Сиэтле, отправлялась практически во все штаты страны и в Европу.Второй этап в развитии города начался с 1897 г., а точнее, с даты прибытия в порт Сиэтла первого парохода с аляскинским золотом. Этот период, продолжавшийся почти 20 лет, в прямом и переносном смысле можно назвать «золотым веком» Сиэтла. В течение этого времени из небольшого «лесопильного» города Сиэтл превращается в значительный торговый, финансовый и промышленный центр. В городе, как грибы, вырастают многочисленные посреднические конторы для золотоискателей, банки, страховые учреждения. Золото добывалось далеко от Сиэтла, но падал этот «золотой дождь» прежде всего на местных банкиров, поставщиков оборудования, снаряжения и продовольствия для золотоискателей, а также владельцев баров, дансингов и других развлекательных заведений, где «оседало» старательское золото Аляски и Юкона. В результате «золотой лихорадки» население Сиэтла с 1900 по 1910 г. выросло с 80 до 237 тыс. человек. В начале XX в. были построены еще две трансконтинентальные железные дороги, а также проложен судоходный канал между заливом Пюджет-Саунд и оз. Вашингтон.Третий период в истории города — от первой до второй мировой войны — характеризуется развитием судостроительной промышленности и (после истощения золотых приисков на Аляске) возвращением к старым ресурсно-сырьевым отраслям — лесообрабатывающей и рыбоконсервной. В 1916 г. в Сиэтле был построен первый авиационный завод фирмы «Боинг», где основным конструкционным материалом служила высококачественная фанера с местных фабрик. Перед второй мировой войной в пригороде Сиэтла Бремертоне (на западном берегу залива Пюджет-Саунд) была введена в строй крупная государственная судоверфь. В целом темпы экономического развития Сиэтла в межвоенный период резко замедлились.Вторая мировая война способствовала оживлению и активизации экономики Сиэтла, находившегося в относительной близости к тихоокеанскому театру военных действий. Наряду со старыми «ресурсными» отраслями в городе развиваются металлургическая и машиностроительная промышленность. Важнейшим итогом строительства военных лет явилось создание в Сиэтле и его пригородах крупных авиационных заводов фирмы «Боинг», которые специализировались на производстве тяжелых бомбардировщиков Б-17 («летающая крепость»), Б-29 («сверхкрепость»), транспортных самолетов и гидропланов. Сиэтл стал одним из ведущих в стране центров авиационной промышленности. В дальнейшем особенности экономического развития Сиэтла и его окрестностей в значительной степени определялись конъюнктурой на рынке военных, военно-транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. Война в Корее вызвала новый бум в авиационной промышленности Тихоокеанского Северо-Запада. В начале 50-х годов здесь были созданы новые типы бомбардировщиков — Б-47 и Б-52. С середины 50-х годов авиационные заводы «Боинга» приступили также к производству самолетов-заправщиков для реактивной стратегической авиации и пассажирских лайнеров «Боинг»; значительная часть производимых в Сиэтле пассажирских самолетов экспортируется, К 1968 г, число занятых на заводах фирмы «Боинг» превысило 100 тыс. человек, т. е. почти каждый десятый житель города и его окрестностей работал на эту фирму. В этот период в Сиэтле быстро развиваются градообслуживающие отрасли хозяйства — здравоохранение, розничная торговля, образование, финансы, транспорт и связь.Однако чрезвычайно высокая зависимость экономики города от конъюнктуры в авиационной промышленности привела к катастрофической для Сиэтла кризисной ситуации, когда общий спад в авиационной промышленности США привел к увольнению почти 70 тыс. рабочих и служащих заводов «Боинг», а уровень безработицы в городе превысил 15%. Население Сиэтла в этот период сократилось более чем на 100 тыс. человек. Не случайно в городе стала популярной грустная поговорка: «Когда «Боингу» становится прохладно, Сиэтл трясется от мороза». Интересы фирмы «Боинг», одной из заправил военно-промышленного комплекса, в сенате США длительное время представляет небезызвестный Г. Джексон, один из наиболее активных «ястребов» и сторонников «холодной войны», которого американцы называют прямо «сенатором от «Боинга»". В настоящее время фирма «Боинг» принимает активное участие в разработке «крылатых ракет» и поддерживает дальнейшее развертывание гонки стратегических вооружений.Сиэтл является самым крупным на Тихоокеанском Северо-Западе центром обрабатывающей промышленности. Помимо самолетов, ракет и электронного оборудования машиностроительные заводы Сиэтла производят трейлеры, железнодорожные вагоны, суда, лодки, машины и оборудование для судостроительной, целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, морозильники и оборудование для консервных заводов. В целом на агломерацию Сиэтл — Эверетт приходится 4/5 всех занятых в обрабатывающей промышленности штата Вашингтон.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США