Нью-Йорк

Нью-Йорк — самая большая городская агломерация мира. В его муниципальных границах в 1980 г. жило почти 8 млн. человек. Однако Нью-Йорк фактически слился с десятками близлежащих городов и оброс широким кольцом пригородов.В пределах стандартного городского ареала Нью-Йорк — северо-восточный Нью-Джерси в 1980 г. было около 17 млн. жителей. Если же прибавить к нему юго-западный угол Коннектикута, который по своим связям также входит в пригородную зону Нью-Йорка, то население Большого Нью-Йорка превышает 18 млн. человек. В Большом Нью-Йорке в 1,5 раза больше жителей, чем во всей Новой Англии, и почти столько же, сколько в Северо-Западном центре.Нью-Йорк — самый большой финансовый, промышленный, транспортный и торговый центр США. Имея примерно 7% населения страны, он сосредоточивает 1/10 ее обрабатывающей промышленности, почти 1/4 оптовой торговли и около 1/2 банковских оборотов.Основанный голландцами в начале XVII в., Нью-Йорк уже в конце XVIII в., вскоре после Войны за независимость, стал самым большим городом США. Преимущества его положения особенно сказались после открытия Эри-канала, когда Нью-Йорк оказался у выхода к морю единственного водного пути от Великих озер к Атлантическому океану. Те же преимущества сделали Нью-Йорк начальным пунктом важных железных дорог, ведущих с побережья в глубь страны. Превращение США в высокоразвитую промышленную державу и расширение их внешних экономических связей также благоприятствовали росту Нью-Йорка, ставшего главными воротами, через которые вывозятся на мировой рынок американские промышленные изделия и ввозится различное сырье. Нью-Йорк — конечный пункт большей части пассажирских пароходных линий и авиалиний, связывающих США с Европой, Латинской Америкой, Африкой. Это важнейший транспортный узел страны. Масштабы торговых операций сделали Нью-Йорк самым большим во всем капиталистическом мире рынком пшеницы, различных металлов, сахара, кофе, какао, каучука и многих других товаров.Финансовое значение Нью-Йорка, будучи исторически производным от его транспортно-торгового значения, в XX в., в эпоху монополистического капитализма, стало главным, определяющим в первую очередь его место во всей жизни США. Нью-Йорк — главный финансовый центр США. В нем размещаются правления большинства крупнейших и наиболее влиятельных банков, включая «Чейз Манхаттан бэнк» и «Ферст нэшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», страховых обществ, промышленных и других корпораций. В городе (без пригородов) были размещены правления 120 из 500 крупнейших промышленных фирм страны. Более того, крупные компании, правления которых находятся в других городах, имеют обычно в Нью-Йорке свои представительства. Нью-Йоркская фондовая биржа — крупнейший в мире центр финансово-банковских операций.В Нью-Йорке находятся штаб-квартиры большей части ведущих групп финансового капитала США, включая две самые большие и влиятельные группы Морганов и Рокфеллеров. Короткая и узкая улица Уолл-стрит, где помещаются здания фондовой биржи и многих банков, стала своего рода символом финансовой олигархии США, господствующей в капиталистической экономике страны и на мировом валютном рынке.Как резиденция финансовых воротил, Нью-Йорк играет очень большую роль и в политической жизни США. Здесь размещаются редакции многих влиятельных и распространенных газет, правления компаний, контролирующих радиовещание и телевидение и т. п.Культурными учреждениями (университетами, научными институтами, музеями, библиотеками, театрами) Нью-Йорк обзавелся гораздо позже, чем Бостон или Филадельфия. Тем не менее имеющиеся в нем научные институты и общества, театры, музеи, издательства делают Нью-Йорк одним из главных центров научной и культурной жизни страны. В его высших учебных заведениях, среди которых есть такие большие, как Колумбийский и Нью-Йоркский университеты и Нью-Йоркский городской колледж, занимается более 300 тыс. студентов. Много посетителей привлекают оперный театр «Метрополитен», концертные залы «Радио-сити» в Рокфеллеровском центре и «Мэдисон-сквер-гарден», художественные музеи «Метрополитен» и Современного искусства.Несколько меньше значение Нью-Йорка как промышленного центра. Правда, на промышленных предприятиях стандартного городского ареала Нью-Йорк — северо-восточный Нью-Джерси больше рабочих и они дают больше продукции по сравнению с любым другим промышленным центром США.Промышленность же здесь исключительно разнообразна. Одни ее отрасли связаны в первую очередь со значением Нью-Йорка как порта. Это обработка различных видов тяжелого и объемистого сырья, получаемого по морю (например, переработка нефти, рафинаж сахара, цветных металлов). Другие отрасли развились благодаря изобилию рабочей силы, включая самых различных специалистов, или же вызваны к жизни наличием огромного местного рынка. Это производство готового платья (в особенности женского, меховых изделий, вышивок и т. п.), пищевая промышленность, а также разнообразные машиностроительные и химические производства. Как законодатель мод, наиболее тесно связанный с европейскими центрами моды, и прежде всего Парижем, Нью-Йорк занимает по пошиву готового платья, в особенности дорогого, первое место в США. Он первенствует также в полиграфическом производстве и издательском деле.Как «главные ворота» США, через которые прошло более 90% прибывших в страну иммигрантов, Нью-Йорк всегда выделялся крайней пестротой национального состава населения. После первой мировой войны доступ иммигрантов в США был резко ограничен; поэтому процент лиц, родившихся за границей, в нем заметно уменьшился (однако здесь он по-прежнему заметно выше, чем в других больших городах США). В городе сохранились национальные кварталы; издаются десятки газет и журналов на самых различных языках и т. д. Пестрота национального состава усиливается наличием большого и быстро растущего негритянского населения. По числу жителей негритянского происхождения Нью-Йорк занимает первое место среди всех городов США. Негритянское гетто Гарлем — одна из худших трущоб Нью-Йорка.Большой Нью-Йорк занимает около 10 тыс. кв. км, из которых в пределах муниципальной черты города находится примерно 800 кв. км. Эта территория изрезана многочисленными заливами и протоками, образующими гавани Нью-Йоркского порта. Длина береговой линии достигает 1250 км. Широкая и глубокая р. Гудзон (в пределах Нью-Йорка ее обычно называют Норт-Ривер, т. е. Северная река), образующая наиболее удаленную от открытого моря часть порта, впадает в глубокую Внутреннюю бухту, которая связана узким проходом с Внешней бухтой, расположенной несколько южнее. Благодаря узости этого прохода, который называют «теснинами», морской прибой во Внутренней гавани почти не ощущается. На северо-восток от Внутренней бухты тянется протока, называемая Ист-Ривер (Восточная река); она соединяет внутреннюю гавань с длинным проливом, который отделяет от материка остров Лонг-Айленд. С севера в Ист-Ривер впадает рукав р. Гудзон, носящий название Гарлем. Между Норт-Ривером, Гарлемом и Ист-Ривером находится остров Манхаттан, на котором расположена центральная часть Нью-Йорка.Почти 1/2 грузовых операций Нью-Йоркского порта составляют внутрипортовые перевозки. Это объясняется разбросанностью отдельных его частей, расположенных на островах и полуостровах, разделенных водными пространствами.Большие затруднения создает разбросанность отдельных частей Большого Нью-Йорка и для пассажирских перевозок, значение которых тем более велико, что место жительства и место работы у значительной части его населения не совпадают. Ежедневно по утрам на Манхаттан приезжает из других частей города на работу более 1 млн. человек. Кроме того, в Нью-Йорк со всех концов страны съезжаются по различным делам, а то и просто посмотреть на «чудеса» крупнейшего города мира множество людей. Как центр летнего туризма Нью-Йорк важнее, чем курорт Атлантик-Сити, а как центр зимнего туризма превосходит Майами.Огромные людские потоки нередко приводят к возникновению заторов, в особенности на переправах, связывающих различные части города. В Нью-Йорке имеется более 60 мостов длиной от 20 до 1070 м, Кроме мостов есть два туннеля под Норт-Ривером и туннели под Ист-Ривером. Сохранились также паромы. Улицы города забиты автомобилями, скорость движения небольшая, часто встречаются «пробки». Поэтому очень важную роль во внутригородских перевозках пассажиров играет метрополитен, сменивший старую «надземку», грохот поездов которой перекрывал все другие шумы огромного города. Поезда метро, особенно в утренние и вечерние часы «пик», как правило, переполнены.Сам город Нью-Йорк (в его муниципальных границах) разделен на пять городских районов, пользующихся некоторой самостоятельностью: Манхаттан, Бруклин, Куинс, Ричмонд и Бронкс. Бронкс находится непосредственно на материке, между р. Гудзон и проливом Лонг-Айленд. Узкая протока Гарлем отделяет от Бронкса остров Манхаттан. На противоположном берегу Ист-Ривера, в западной части острова Лонг-Айленд, расположены Бруклин и Куинс. Ричмонд занимает остров Статен-Айленд. Центральная часть города, с которой начался его рост и куда в дневное время стекаются рабочие и служащие из других районов Большого Нью-Йорка, находится на острове Манхаттан, где (в основном в его южной части) сконцентрирована большая часть деловых предприятий, банков, правлений трестов и других контор и учреждений. Эта часть Манхаттана по степенно превращается в своего рода Нью-Йоркский Сити; его население давно уже перестало расти — в 1910 г. Манхаттан имел 2,34 млн. жителей, а в 1980 г. — менее 1,5 млн. На Манхаттане и в соседнем Бруклине находится много промышленных предприятий; здесь развита преимущественно легкая и полиграфическая промышленность. Бронкс и Куинс заняты главным образом жилыми кварталами.Остров Манхаттан площадью 58 кв. км протянулся с севера на юг вдоль р. Гудзон (Норт-Ривер) на 21 км; его ширина не достигает и 4 км. На южном конце острова, обращенном к Внутренней бухте, находится парк Баттери. Этот маленький парк разбит на месте, прежде занятом «Батареей» — укреплением, охранявшим подходы к городу со стороны моря. Именно здесь еще при гол ландцах были построены первые здания города, задняя сторона которого была вскоре защищена искусственным валом со стеной; улица, проходящая на месте этого давно уже уничтоженного вала, получила название Уолл-стрит (что значит Валовая улица).У Баттери-парка начинается самая длинная и широкая улица Нью-Йорка — Бродвей («широкая дорога»), извивающаяся через весь Манхаттан. Кроме Бродвея вдоль Манхаттана тянутся еще 11 прямых «авеню» (проспектов), пронумерованных от Ист-Ривера к Гудзону. Их пересекают около 200 «стрит» (улиц), идущих поперек острова, почти параллельно одна другой и перенумерованных по порядку с юга на север.Старый деловой центр Нью-Йорка находится в южной части Манхаттана, поблизости от Уолл-стрит. Здесь помещаются фондовая биржа, таможня, казначейство, крупнейшие банки, правления множества различных компаний. Крайняя скученность и исключительно высокая земельная рента привели здесь к строительству «небоскребов». Это один из наиболее характерных элементов городского пейзажа центральной части Нью-Йорка. После первой мировой войны возник деловой квартал и в районе 40-х и 50-х стрит, где также выросли небоскребы. Самые высокие из нью-йоркских небоскребов — 102-этажный «Эмпайр-стейтбилдинг» высотой 381 м и 110-этажный Международный торговый центр (400 м). К северу от 42-й стрит на набережной Ист-Ривера разместились здания Организации Объединенных Наций.Между 34-й и 59-й стрит находится торговый центр, где помещается большая часть крупных универсальных магазинов. На участке Бродвея между 42-й и 48-й стрит размещены главные театры. Недалеко отсюда в пределах нескольких кварталов общей площадью всего 80 га, между 25-й и 42-й стрит, 5-й и 8-й авеню, находится главный центр швейной промышленности Нью-Йорка примерно с 5 тыс. предприятий этой отрасли, на которых работает около 150 тыс. человек.Вдоль берегов Ист-Ривера и Норт-Ри-вера размещаются пристани и склады, между ними и центральной зоной с небоскребами делового и торгового центров лежат старые жилые кварталы, среди которых немало трущоб, заселенных беднотой. Это преимущественно старые дома, лишенные современных удобств. Постепенно они идут на слом, а на их месте вырастают небоскребы. В ожидании того времени, когда и их участки потребуются под небоскребы, владельцы старых домов стараются не тратить денег на ремонт и переоборудование зданий. Контраст между роскошью городских богачей и положением широких масс трудящихся, свойственный всем капиталистическим городам, выступает с исключительной резкостью в центральной части Нью-Йорка, где небоскребы мощных банков и трестов и резиденции финансовых магнатов находятся в двух шагах от трущоб Ист-Сайда и Бауэри, а улица богачей Парк-авеню упирается в негритянское гетто Гарлема.Кроме пяти районов собственно Нью-Йорка в состав «большого города» входит цепочка городов, тянущаяся вдоль западного нью-джерсийского берега Гудзона и бухт Ньюарк и Раритан, а также обширная пригородная полоса в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси.Из нью-джерсийской части стандартного городского ареала в центральный район города большое количество людей ежедневно едет на работу. Однако в нью джерсийской части Большого Нью-Йорка давно уже развилась промышленность, в первую очередь тяжелая. Доля экономически активного населения, занятого в промышленности, здесь значительно выше, чем в нью-йоркской части.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США