Новый Орлеан

К югу от штата Кентукки, между Аппалачами и р. Миссисипи, находится штат Теннесси, который на экономической карте Юга выделяется мощными тепловыми и гидравлическими электростанциями и энергоемкими производствами (металлургия, электрохимия, основной органический синтез, производство искусственных и синтетических волокон). В Ок-Ридже построено первое в стране атомное предприятие. Крупнейший город штата Теннесси — Мемфис — важный торгово-распределительный и промышленный узел в долине р. Миссисипи.Южнее, у подножий Аппалачей, вблизи месторождений коксующегося угля и железной руды, расположен один из старейших промышленных центров Юга — Бирмингем (штат Алабама), где еще в XIX в. были созданы металлургические заводы и предприятия тяжелого машиностроения, снабжавшие оборудованием горную промышленность района. В настоящее время относительное значение Бирмингема как центра тяжелой промышленности заметно упало.На побережье Мексиканского залива, в дельте р. Миссисипи, расположен крупный морской и речной порт США — Новый Орлеан, основанный в 1718 г. французом Бьенвилем. По числу жителей (1,1 млн. человек) Новый Орлеан с пригородами занимает шестое место среди городских агломераций Юга. По своим экономическим и социально-культурным функциям город в отличие от других крупнейших южных центров относительно мало связан с окружающей территорией. На протяжении сотен лет Новый Орлеан, занимая ключевое транспортно-географическое положение у входа в богатейшую долину р. Миссиейпи, играет роль морских ворот Среднего Запада и практически не зависит от экономического развития соседних прибрежных районов Луизианы и Миссисипи.Новый Орлеан во многих отношениях необычный для США город. Это единственный крупный город страны, который со дня основания и до последнего времени был «городом-иностранцем», никогда не терявшим своеобразного иностранного колорита. Когда Соединенные Штаты приобрели у Франции в 1803 г. территорию Луизианы, Новый Орлеан, ее административный центр, был уже не маленьким пограничным форпостом, а большим по тем временам портовым городом.В первой половине XIX в. по числу жителей он занимал пятое место в стране и первое к западу от Аппалачей. Исторический и архитектурно-планировочный центр Вьё Каре (что в переводе с французского означает «старый квадрат») до настоящего времени сохранил особенности креоло-испано-французской архитектуры XVIII—XIX вв. — низкие массивные дома, широкие балконы, внутренние дворики. Со времен испанского и французского владычества город остается одним из крупнейших центров католицизма в Северной Америке, что в значительной степени отражается на его архитектурном облике и традициях. Здесь множество католических церквей, частных католических школ и больниц, иезуитский университет Игнатия Лойолы.Центр города возник на естественном намывном берегу р. Миссисипи, пример-до на высоте 4—5 м над ур. моря. Большая часть современного Нового Орлеана лежит почти на уровне моря, на территории осушенных кипарисовых болот, приблизительно на 4—6 м ниже уровня воды в Миссисипи, и отгорожена от реки искусственными дамбами. С самого начала город пришлось защищать от наводнений, для чего повышались естественные береговые валы и прокладывались осушительные каналы, впоследствии замененные закрытыми сточными трубами. Вода в городе повсюду так близко стоит к поверхности, что при домах долгое время не строили погребов, а могилы на кладбищах не делались в глубине земли, а сооружались на ее поверхности. В Новом Орлеане проведены большие работы по строительству дренажных сооружений и дамб, однако при сильных наводнениях на р. Миссисипи значительная часть города и его болотистых окрестностей оказывается под угрозой затопления.Новый Орлеан находится в 175 км от Мексиканского залива, но искусственный судоходный канал, проложенный по дну р. Миссисипи, позволяет подниматься вверх до города крупным океанским судам. Во второй половине XX в. канал был продолжен до Батон-Ружа — крупного центра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в ста с лишним километрах к северо-западу от Нового Орлеана. К оз. Понтчартрейн и Новому Орлеану подходит Береговой канал, проложенный вдоль всего побережья Мексиканского залива, по которому, в основном на баржах, перевозят насыпные грузы — щебень, гравий, песок, самородную серу и т. п.В США нет другого крупного города, жизнь которого была бы так тесно связана с портом и морской торговлей, как Новый Орлеан. В этих отраслях хозяйства занято свыше 150 тыс. человек — Уз всего экономически активного населения. По ежегодному грузообороту (свыше 120 млн. т) порт Нового Орлеана в США уступает существенно лишь Нью-Йорку. Однако в отличие от Нью-Йорка и других крупных центров морского судоходства страны порт для Нового Орлеана — основной источник доходов. Так, доход от морской торговли в Новом Орлеане на душу населения в 4 раза превышал доход в Нью-Йорке и Балтиморе. Через порт вывозятся поступающие со всего Среднего Запада сырье и продовольствие (пшеница, кукуруза, соевые бобы, хлопок, сера), а также промышленные изделия. Сюда же поступает значительная часть товаров, импортируемых из стран Латинской Америки, — натуральный каучук, бокситы, селитра, железная руда, кофе, тростниковый сахар, тропические фрукты (главным образом бананы).Новый Орлеан — своего рода форпост США во внешней торговле со странами Латинской Америки. В городе находятся консульства и представительства торговых фирм почти всех латиноамериканских государств. В настоящее время значение Нового Орлеана как центра судоходства и крупного внешнеторгового порта несколько уменьшилось в связи с открытием морского судоходства по р. Св. Лаврентия (что сделало Чикаго морским портом и ослабило внешнеторговую зависимость западного Приозерья от Нового Орлеана) и растущей конкуренцией ряда других портов побережья Мексиканского залива, прежде всего Мобила, Галфпорта, Галвестона.Промышленность в Новом Орлеане развита относительно слабо. По стоимости промышленной продукции город занимает лишь 14-е место среди городских агломераций Юга, значительно уступая другим крупным городам. В обрабатывающей промышленности занято 50 тыс. человек — примерно 1/10 экономически активного населения. Основные отрасли промышленности — судостроительная и судоремонтная, пищевая (в том числе производство тростникового сахара и фруктовых консервов), алюминиевая, металлообрабатывающая и производство строительных материалов. В окрестностях Нового Орлеана, в Мишауде, сооружен ракетный комплекс Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).Новый Орлеан, бывший когда-то крупнейшим городом Юга, утратил свое прежнее значение. В отличие от других городов-миллионеров Юга темпы роста его населения и экономики ниже средних по району. «Золотой век» Нового Орлеана был связан с расцветом плантационно-рабовладельческой системы на Юге США в первой половине XIX в., когда экономика города держалась на торговле рабами, хлопком и судоходстве. Как уже отмечалось, центр Нового Орлеана до настоящего времени сохранил свой романтический франко-испанский колорит. Исторические и архитектурные памятники и живописные субтропические парки, знаменитые французские рестораны, кабаре и ночные клубы, традиционные карнавалы и блюзы негритянских джазов (Новый Орлеан — родина джазовой музыки) — все это ежегодно привлекает в «старый квадрат» Нового Орлеана миллионы туристов, главным образом из штатов Среднего Запада. Туризм после судоходства и внешней торговли стал для города важнейшей статьей доходов.К западу от исторического ядра города, так называемой французской части, находится центральный деловой район, или «американская часть», с банками, магазинами, конторами, с небоскребами и другими современными сооружениями. Здесь возвышается крупнейший в США крытый стадион «Супердом» на 72 тыс. зрителей высотой с 27-этажный дом. Жители города называют его символом современного Нового Орлеана.Расширение пригородной зоны в местных условиях связано с целым рядом проблем — необходимостью осушения болот и прибрежной полосы оз. Понтчартрейн, строительством дамб, насосных станций и дренажных сооружений. В северной части города, на территории, отвоеванной у оз. Понтчартрейн (протяженностью до 10 км и шириной свыше 2 км), построен комплекс зданий Новоорлеанского университета и аэропорт, разбит большой городской парк. В 70-х годах началось освоение восточных пригородов Нового Орлеана — зоны, наиболее подверженной наводнениям и ураганам.Среди крупнейших городских агломераций Юга Новый Орлеан выделяется наиболее высокой долей негритянского населения (около 1/3). Причем здесь до недавнего времени отсутствовали сколько-нибудь значительные негритянские гетто — негритянское население расселялось фрагментарно, обычно в глубине кварталов, за особняками белых жителей. В последние годы в связи с ростом арендной платы в центре города картина расселения заметно изменилась — на месте недавно осушенных болот возникли так называемые болотные гетто, все более концентрирующие негритянское население города, — очаги нищеты, болезней и расовой дискриминации.Долина р. Миссисипи между Новым Орлеаном и Батон-Ружем довольно мало населена, однако на экономической карте Юга этот район выделяется как сплошная полоса газобензиновых и нефтехимических заводов, не имеющая аналогов даже на побережье Мексиканского залива. Здесь концентрируются высокоавтоматизированные химические предприятия, вырабатывающие синтетический аммиак и азотные удобрения, хлор и хлорорганические продукты, прочие продукты органического синтеза и полимерные материалы. Малонаселенный район низовий р. Миссисипи с обильными ресурсами нефти, природного газа, самородной серы, поваренной соли и пресной воды, а также электроэнергии (суммарная мощность тепловых электростанций здесь достигает 6 млн. кВт) представляет собой один из наиболее перспективных районов развития нефтехимической промышленности.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США