Хьюстон

Важнейшим экономическим центром Юга и своеобразной региональной столицей Юго-Запада является Даллас — Форт-Уэрт, крупнейшая по числу жителей городская агломерация южных штатов (2,6 млн. человек, в том числе в Далласе — 1,8 млн.). Форт-Уэрт возник в начале 40-х годов XIX в. как укрепленный форпост на границе между англоамериканскими поселениями и индейской территорией (на западе). Даллас был построен на р. Тринити как большой торговый поселок к востоку от Форт-Уэрта примерно в то же время.Хотя административно Даллас и Форт-Уэрт — самостоятельные города, в начале 70-х годов XX в. Бюро цензов США стало рассматривать их в качестве единой агломерации, так как пригородные зоны этих городов практически слились. «Города-близнецы» Даллас и Форт-Уэрт (расстояние между ними менее 50 км) расположены в равнинной местности на севере Техаса, на границе двух агроклиматических зон — более влажной хлопководческой зоны к востоку и относительно засушливой зоны развитого пастбищного животноводства к западу.В XIX в. развитие Далласа было связано с торговлей хлопком, а Форт-Уэрта — с переработкой продуктов животноводства и с торговлей зерном. Росту Далласа способствовала постройка железной дороги, соединяющей Юго-Запад с северными районами. Своеобразное разделение труда между Далласом и Форт-Уэртом сохранилось в значительной степени и до настоящего времени.Даллас — крупнейший транспортный узел Юго-Запада — соединен с другими городами восемью железнодорожными линиями и шестью автомагистралями междуштатного значения, в окрестностях города расположено свыше десятка аэропортов, в том числе один из крупнейших в мире. Развитие хлопководства в Техасе укрепило позиции Далласа как одного из важнейших центров оптовой торговли хлопком и производства хлопкоуборочных машин. В то же время Форт-Уэрт сохранил свои функции крупного рынка скота и зерна с огромными бойнями, мясоконсервными заводами, элеваторами и мукомольными фабриками. По своему транспортному значению город заметно уступает Далласу.Открытие и разработка нефтяных месторождений в восточном Техасе в 20-х годах нынешнего столетия дали мощный толчок экономическому развитию «городов-близнецов». Нефтяной бум способствовал усилению значения Далласа как финансового центра Юго-Запада — здесь в многочисленных частных банках и федеральном резервном банке оседали миллионы техасских «нефтяных баронов» — Хаита, Мерчисона, Ричардсона и др. Город превратился в крупный финансово-организационный центр нефтяной промышленности. Однако нефтеперерабатывающие предприятия в самом Далласе в отличие от Хьюстона не строились, лишь в Форт-Уэрте был пущен в строй сравнительно небольшой завод.В годы второй мировой войны в Далласе и Форт-Уэрте были построены крупные авиационные заводы, ставшие впоследствии базой для развертывания одного из крупнейших в стране авиационно-ракетных комплексов. В начале 70-х годов в авиаракетнокосмической промышленности Далласа и Форт-Уэрта было занято свыше 60 тыс. человек (второе место в США после Лос-Анджелеса). Ведущее предприятие отрасли в Далласе — завод, принадлежащий военно-промышленному конгломерату «Линг-Темко-Воут», где занято около 30 тыс. рабочих и служащих. В Далласе имеются также крупные предприятия, выпускающие радиолокационное и навигационное оборудование для самолетов и космических систем, оборудование связи со спутниками и наземного обеспечения космических полетов и т. и. Большая часть этих заводов расположена вдоль автомагистрали Даллас — Форт-Уэрт. В Форт-Уэрте на предприятиях, принадлежащих военно-промышленным монополиям «Дженерал дайнэмикс» и «Белл аэроспейс», производят сборку военных самолетов и вертолетов. Названные и другие многочисленные и более мелкие предприятия, выпускающие отдельные узлы, агрегаты и компоненты для самолетов, ракет, вертолетов, наземного оборудования, привязывают экономику центра к системе правительственных военных заказов, делают Даллас с Форт-Уэртом одной из опор американского военно-промышленного комплекса,Даллас — Форт-Уэрт — единственный значительный центр сборки автомобилей на Юго-Западе; в Далласе расположены два сборочных завода фирмы «Форд», в Форт-Уэрте — завод фирмы «Дженерал моторе». Эти автосборочные заводы «встретились» здесь не случайно — два гигантских автомобильных концерна ведут острую конкурентную борьбу за растущий рынок Юго-Запада США.Как в Далласе, так и в Форт-Уэрте расположено множество предприятий, выпускающих оборудование для нефтяной и газовой промышленности: насосы, компрессоры, буровое оборудование, геофизические приборы, резервуары и т. и. Следует отметить, однако, что по сравнению с Форт-Уэртом промышленность Далласа имеет более разнообразный характер; здесь относительно развиты химическая и полиграфическая промышленность, производство швейных изделий и мебели. По общему объему промышленного производства Даллас опережает Форт-Уэрт примерно в 2 раза. В сумме Даллас с Форт-Уэртом по стоимости промышленной продукции несколько уступают Хьюстону, однако по числу занятых в обрабатывающей промышленности заметно превосходят последний.Однако значение агломерации Даллас — Форт-Уэрт в экономической и социальной жизни Юга и всей страны определяется в основном не ее промышленным потенциалом, а тем, что это важнейший финансовый, торговый и в какой-то степени политический центр южных штатов с быстро растущим населением и обслуживающими функциями. Даллас — это своего рода нервный центр района или своеобразные «ворота», через которые следуют масса товаров, поток людей, перемещающихся на Юго-Запад из северных районов страны. Эти функции «ворот» лучше всего иллюстрируются размахом оборота оптовой торговли и концентрацией финансовых учреждений (в особенности банков и страховых компаний), штаб-квартир корпораций местного и общенационального значения, потоков пассажиров, прибывающих в аэропорты. По объему оптовой торговли Даллас — Форт-Уэрт занимает восьмое место, а по сумме банковских вложений — девятое место среди агломераций страны, опережая все экономические центры Юга и такие крупные центры Севера, как Питтсбург, Кливленд, Сент-Луис.Политическая жизнь Далласа контролируется так называемым Советом граждан Далласа — ультрареакционной организацией местных мультимиллионеров, по существу правящих городом. Разгул расизма, коррупция, какая-то особая затхлость культурной жизни — характерные черты Далласа, выделяющегося в этом отношении на фоне многих крупных городов страны. Весьма показательно, что Даллас даже по формальным признакам (число студентов, обучающихся в вузах, количество музеев, театров, концертных залов) весьма трудно отнести к числу заметных центров культурной жизни Америки. Далласские нувориши предпочитают вкладывать средства в различного рода увеселительные заведения, ночные бары и дансинги. В то же время Далласский симфонический оркестр (один из старейших в стране), с которым связано начало творческого пути выдающегося американского пианиста Вана Клиберна, из-за недостатка средств находится под угрозой ликвидации.Даллас, где проживает по меньшей мере 400 миллионеров — банкиров и воротил военно-промышленного бизнеса, нефтепромышленников и скотоводов, оптовых торговцев и спекулянтов недвижимостью, стал оплотом самых реакционных сил страны. Не случайно американцы называют Даллас «городом, убившим президента», имея в виду ноябрьское событие 1963 г.

  • Поиск

  • Отдых в США

  • О США